?

Log in

No account? Create an account

Этаж ниже | Этаж выше

В мае 1814-го года Норвегия обрела долгожданную независимость (напоминаю, если кто об этом забыл). Но, как говорят в России, скоро сказка рассказывается, но не скоро дело делается.


И я очень рекомендую сначала прочитать текст, а уже потом посмотреть видео, чтобы вы понимали, о чем в нем идет речь.


...После поражения Дании в семилетней войне с Англией (1807-1814) эпохи наполеоновских войн, Норвегия перестала быть датской провинцией; в результате мирных переговоров в Киле датский король отказался от Норвегии в пользу Швеции.


Но тот факт, что Дания "передавала" Норвегию Швеции, как военную добычу, вызвал возмущение в норвежском обществе. После того, как известие о подписании Кильского договора достигло Норвегии, её наместник принц Кристиан Фредерик отказался выполнять его условия. Норвегия была не согласна с нем, что ее передают друг другу как чемодан, открыто заявила о своем желании независимости и готовилась оказать вооруженное сопротивление шведским планам её присоединения.


17 мая 1814 года Национальным Учредительным Собранием / Riksforsamlingen в Эйдсволле / Eidsvoll была провозглашена независимость Норвегии, принята Конституция, позднее названная Эйдсволльской, а принц-регент Кристиан Фредерик провозглашен королём Норвегии.


Шведы, как и следовало ожидать, отказались признать Эйдсволльскую конституцию и потребовали передачи им крепостей в Восточной Норвегии.


Стороны начали готовиться к войне.




Военные действия начались в самом конце июля 1814 года. Норвежская армия была значительно меньше шведской (19 тысяч против 47 тысяч человек) и гораздо хуже вооружена. Кроме того, шведы имели большой опыт военных действий, и ими командовал шведский кронпринц Карл Юхан (до принятия лютеранства - Жан Бернадот) - один из талантливейших полководцев своего времени, бывший первый маршал в армии Наполеона. Но тем не менее...


30 июля (столкновения на море начались на несколько дней раньше) шведская армия вступила на территорию норвежской провинции Смоленене и 4 августа заняла крепость Фредрикстен. Однако в двух последующих столкновениях у Лиера и Скоттеруда норвежцам удалось разбить корпус генерала Гана, отступивший с большими потерями. В то же время на море шведам удалось заблокировать норвежский флот в Осло-фьорде / Oslofjorden. Такой была ситуация, когда Карл Юхан неожиданно остановил свои войска и предложил переговоры.




...Результаты этой скоротечной войны, занявшей всего две недели, можно оценивать двойственно. С одной стороны, в военном отношении Норвегия проиграла ее Швеции. Но с другой - политической, - шведский король убедился в отчаянной решимости норвежцев отстаивать провозглашенную независимость (а перспектива иметь у себя под боком "огнеопасную" провинцию, настроенную на внутреннее сопротивление и всегда готовую к открытым массовым бунтам, не прельщала шведского монарха). Кроме того, о том, чтобы использовать в шведской армии норвежских солдат, ненавидящих соратников по оружию сильнее потенциального врага, не могло быть и речи.


Он уже знал, что в Норвегии от солдата к солдату, от жителя к жителю передается лозунг: "Cражаться за свою свободу, пока горы Довре не упадут / Til Dovre faller!"






...Горный массив Довре / Dovre nasjonalpark - природная достопримечательность Норвегии. Полное название Dovrefjell / Доврефьель. Fjell - гора, однокоренное к слову falle - падать. Так что здесь забавная игра слов: "гора Довре" = "падающий Довре". Поэтому в Норвегии часто употребляется идиоматический оборот "Til Dovre faller / (До тех пор,) пока не упадут "падающие горы" Довре", аналогичный русскому выражению "Когда рак на горе засвистит".







...И 14 августа в Моссе / Moss между норвежцами и шведами было заключено перемирие и подписана конвенция, согласно которой Карл Юхан признал норвежскую конституцию, в которую, правда, позже были внесены соответствующие поправки, а норвежцы соглашались избрать шведского короля на норвежский престол.


10 октября внеочередной (чрезвычайный) стортинг принял торжественное отречение короля Кристиана Фредерика. 4-го ноября стортинг признал Карла XIII, короля Швеции, и норвежским королём. Швеция и Норвегия объединились под властью одного монарха.




В результате войны Швеции удалось присоединить к себе Норвегию, однако это произошло не на условиях Кильского договора, а в форме личной шведско-норвежской унии / Unionen mellom Norge og Sverige.


Военные и внешнеполитические полномочия шведского короля в Норвегии были ограничены, хотя внешняя политика объединённых королевств целиком отходила в ведение шведского министерства иностранных дел. Король получил право назначать в Норвегию наместника, который представлял отсутствующего монарха. Но не мог, однако, назначать шведов на какие-либо на посты в Норвегии, кроме поста наместника.


Уния была компромиссом между норвежским стремлением к независимости, с одной стороны, и желанием Швеции сохранить Норвегию под своим, хотя бы, частичным контролем. В соответствии с ней Швеция обязалась признать внутреннюю самостоятельность Норвегии и её Эйдсволльскую конституцию 1814 г. (с поправками, учитывавшими создание унии).


И главное - Норвегия сумела сохранить свою конституцию, которая ныне является самой старой в Европе и по "возрасту" уступает только американской.




Шведско-норвежская уния будет расторгнута только 90 лет спустя - Карлстадскими соглашениями 1905 года, после чего Норвегия обретёт уже полную независимость и собственного короля — Хокона VII. Но это уже другая история...







Это не просто дом. Это тот самый дом! И именно здесь, именно в этом зале все больше 200 лет назад всё и произошло. Просто сейчас вместо серьезных взрослых мужчин - веселые дети. Вот и вся разница.


И данное видео - песенная театрализованная "историческая реконструкция" в стиле молодежного рэпа тех памятных событий, сделанная самой главной частью норвежской нации - ее детьми.


Если вы прочитали мою историческую справку, вам будет понятно, что и почему здесь происходит.




Сравните с русской манерой тратить огромные средства на строительство фанерных рейстагов, а потом радостно и гордо "брать" их, вываливаясь в грязи.


Берите пример с норвежских детей: значительно приятнее и дешевле, но не менее патриотично, не так ли?..




Как всегда, когда я рассказываю вам о Норвегии, я провожу параллели с Россией.


Думаю, что эти два простых примера ярко показывают, как много пока еще различий между российским и норвежским обществом, и как далека Россия со своей дорогостоящей быдло-патриотической воинственностью не только от Норвегии, но и от всего остального цивилизованного мира.


Мне кажется, россиянам стоит хотя бы на несколько минут перестать вопить о том, что "Россиявеликаястрана!" и "Мысильнееиумнеевсех!" и задуматься. Это очень полезное занятие - думать. О чем я постоянно повторяю вам последние три года.


Берите пример с меня - скромного натуралиста. "Вот так думаешь, думаешь - и придумываешь порох." (с)




...Или вы намерены ждать, когда упадет Эльбрус?..





Недавно прошедшим Международному дню защиты детей и Дню независимости Норвегии (он же - день Конституции Норвегии) посвящается.


(О том, как снимали это кино, можно посмотреть здесь.)


Другие видео о Норвегии - на моем видеоканале.






Для особо интересующихся, [перевожу основные места:]
перевожу основные места:




Glem aldri hvorfor -
Syttende mai!


Никогда не забывайте почему -
Семнадцатое мая!


Hva det er godt for -
Syttende mai!


Что это очень хорошо -
Семнадцатое мая!


ENIG OG TRO TIL DOVRE FALLER!

Согласны и верим, что так будет, пока не упадут Довре!

(И здесь дети показывают указательными пальцами вниз.)




La meg fortelle om Norges historie...


...I firehundre år ble vi ledet av dansker,
så tapte vi en krig, og det skapte vansker...
For Norge var det bare å bukke og takke.


Men "Nei!", sa noen menn i 1814
Dette er et år av den særlige sorten
Nå får det være nok, ikke sitt der og sov (NEI!)

La oss heller lage vår egen lov! (JA!)




Позвольте мне рассказать вам об истории Норвегии.


...Четыреста лет нами правили датчане,
поэтому мы проиграли войну и это создавало для нас трудности.
Норвегии оставалось только сдаться и молиться.


Несмотря ни на что, в 1814 году мы сказали "Нет!"
Это очень важный год!
Хватит сидеть по углам и спать! (НЕТ!)
Давайте примем наш собственный закон! (ДА!)




"Hæh? Det er det dummeste jeg har hørt.


Ja, jeg vet det. Det er helt dust!"


"Что? Это самое глупое, что я когда-либо слышал.
Да, я это знаю. Это совершенно глупо!"
(Сказали нам шведы.).



Vi må styre selv!

Var manges ambisjon.

...Til nå hadde kongen hatt alt å si

Nå blir det demokrati - nå bestemmer vi!



Мы должны сами управлять собой!
Это наше полное право!
...До сих пор наш король не мог ничего сказать,
Но теперь будет демократия - теперь мы сами все решим!




Glem aldri hvorfor -

Syttende mai!


Никогда не забывайте почему -
Семнадцатое мая!


Hva det er godt for -

Syttende mai!


Что это очень хорошо -
Семнадцатое мая!


ENIG OG TRO TIL DOVRE FALLER!

Согласны и верим, что так будет, пока не упадут Довре!



Norge!!

Норвегия!!










Записи из этого журнала по тегу «история»

promo naturalist май 1, 21:30 25
Buy for 10 tokens
"Жалкая нация, нация рабов, сверху донизу – все рабы". Николай Чернышевский "Пролог" Праздник весны и труда в России? ...Весны - возможно. Прекрасный повод загадить все, до чего дотянется рука русского патриота. ...Праздник труда? ...Хм. Когда рабы отмечают "день труда" - это весьма…

Комментарии

( 27 мыслей — Сказать умную вещь )
(Удалённый комментарий)
naturalist
4 июн, 2017 23:35 (UTC)
"Слово есть, а народа нет?!" (с)

...А как Вам идея - вместо строительства и взятия фанерных рейхстагов, вместо склонности русских к некрофилии (мысль одного из моих друзей в ЖЖ) просто танцевать?.. ;)



Edited at 2017-06-05 00:14 (UTC)
(Удалённый комментарий)
naturalist
5 июн, 2017 02:04 (UTC)
Не надо было понимать меня как буквальность.

Я имел в виду что при желании можно найти и другие формы выражения патриотизма, в отличие от тех, которые свойствены России.

Вам не кажется, что патриотизм в России - это просто проявление массового психоза - военного фетишизма (военные парады, "бессмертные полки", фанерные рейхстаги, колорадские ленточки, вопли "Мысильнеевсех!"), на которые россияне (?) устраивают акты групповой мастурбации из года в год?

Анонс. В Норвегии есть еще одна яркая форма патриотизма и любви к своей стране, от которой в "Великой" России не осталось и следа. Мое следующее видео - об этом.
(Удалённый комментарий)
naturalist
5 июн, 2017 12:54 (UTC)
В том -то и вопрос - ЧЕМ заполнять пустоту. И я все остаюсь при убеждении, что "любовь и рок-н-ролл" это лучше - чем пропаганда войны.

А политики все стараются использовать себе в пользу. На то они и политики.
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
naturalist
18 июн, 2017 22:41 (UTC)
Вы - неисправимая оптимистка...

Эксперимент интересный, да.

Хотя его цель "Авторы эксперимента решили выяснить, есть ли у покупателей совесть" выглядит странной. Спросили бы меня - я бы сразу сказал, что совести у русских людей, как правило, нет. Вот так!..

Впрочем, я могу ошибаться.

Два дня, отведенные на эксперимент, если я не ошибаюсь, уже прошли.

Каковы результаты? Палатка еще стоит?.. Строит глазки

(Удалённый комментарий)
naturalist
19 июн, 2017 00:47 (UTC)
Re: Вы - неисправимая оптимистка...
Опять удалила профиль. :((

Вы еще и мазохистка. Как все женщины, впрочем.


...А вы можете узнать завершение этой детективной истории?



Edited at 2017-06-19 00:47 (UTC)
(Удалённый комментарий)
naturalist
23 июн, 2017 22:03 (UTC)
Re: Вы - неисправимая оптимистка...

Напишите, пожалуйста, в личку, что с Вами случилось.
Сейчас Вы уже дома?

...Очень прошу Вас эту информацию найти. Вам это проще чем мне. Это знаковый эксперимент для России.

ivanovich25
4 июн, 2017 15:46 (UTC)
Если я не ошибаюсь, кронпринц Карл Юхан-это французский ренегат Бернадот?
naturalist
5 июн, 2017 00:27 (UTC)
По поводу того, что шведский кронпринц Карл Юхан до принятия лютеранства именовался Жаном Бернадотом, и до усыновления королем Швеции Карлом XIII был одним из ведущих маршалов Наполеона - не ошибаетесь.

По поводу "ренегата" я бы поспорил. Во-первых, он принял шведскую корону с согласия Наполеона. Во-вторых, он уважал шведов и те отвечали ему взаимностью. ...Так что был ли он обязан бесконечно ходить у Наполеона на коротком поводке, превратить Швецию в провинцию Франции, хотя и автономную, как он поступил с Норвегией?

"… им владели личные соображения,
глупое тщеславие, всевозможные низкие страсти».

Наполеон о Бернадоте

"Я отказываюсь быть либо префектом, либо офицером таможенной стражи у Наполеона"

Бернадот о Наполеоне


Я все же думаю, что если невеста вышла замуж, то должна руководствоваться интересами мужа и своей новой семьи, а не следовать указаниям "мамочки", даже горячо любимой. ...Нет?



Edited at 2017-06-05 00:29 (UTC)
ivanovich25
5 июн, 2017 10:35 (UTC)
Так ведь обсуждаемый персонаж не просто надел на голову шведскую корону, но и весьма активно воевал против бывшего Отечества. Вдобавок ко всему, Бернадот окончательно погубил свою душу, отринув Святой Престол и окунувшись в зловонную пучину еретического богомерзкого протестантизма.)
naturalist
5 июн, 2017 12:49 (UTC)
Должен заметить, что у меня не было намерения обсуждать моральные качества данного персонажа (я вообще, где возможно, избегаю темы морали), а его роль в истории, причем не столько в истории Швеции, сколько в истории Норвегии.

Воевать же против бывшего отечества считаю совершенно правильным и необходимым - особенно, если говорить о морали. Было бы куда хуже, если бы он сделал доверившийся ему шведский народ заложником интересов Франции: если Вы помните, в то время Наполеон настаивал на блокаде Англии, а интересам Швеции это противоречило.

И если Наполеон, давая согласие на рокировку одного из своих лучшего маршалов в шведские короли, рассчитывал, что это будет карманный король и ошибся, то претензии к Наполеону.


Факультативно напомню о том, что очень много российских спортсменов выступает под флагами других стран и россияне не просто относятся к этому лояльно, но даже считают из своими героями.

Напомню и то, что бОльшую чать золота на Олимпийских играх России принесли американец, кореец и украинка, что почему-то совсем не мешает России радостно заявлять о своей "победе" в командном зачете.


...Что касается изменения веры - это сильный аргумент. Лично я никогда не понимал, как можно понять веру, как перчатки: "в этого бога больше не верю, а верю в этого". Это все какие-то религиозные игры.

Но напомню, что Екатерина Вторая, урожденная София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, в свое время поступила точно таким же образом, "погубив свою душу" в самой юности, что не помешало ей войти в историю России.



ivanovich25
5 июн, 2017 16:45 (UTC)
Вы слишком серьезно отреагировали на мою ироничную характеристику Бернадота как ренегата. Что же касается поведенческих мотивов бывшего французского маршала, то они вполне понятны-Бонапарт совершил серьезную ошибку, пытаясь сформировать новую аристократию Новой Европы из числа своих родственников и сослуживцев. Быстро освоившись в новой для себя роли "презренных тиранов", вчерашние якобинцы, желая при любом раскладе сохранить внезапно свалившиеся на их головы короны, вначале начинали позиционировать себя в качестве независимых от своего патрона правителей, а затем, когда замаячила угроза отправиться в тартарары вслед за бывшим отцом-командиром, стали активно переходить на сторону антибонапартистской коалиции (типичный пример-Мюрат, предпринявший отчаянную попытку сохранения неаполитанского престола путем полного разрыва отношений со своим шурином).
naturalist
6 июн, 2017 12:42 (UTC)
Увы, у меня есть свои недостатки. Положите передо мной две спички, и я очень серьезно буду их сравнивать. Ну, вот такой я дурак... :(


А с Вашей оценкой "трансформации личности в истории" полностью согласен.

ivanovich25
5 июн, 2017 17:02 (UTC)
Что касается основного посыла Вашего поста, то, на мой субъективный взгляд, смена воинствующего шовинизма, плавно переходящего в откровенный нацизм, свойственного значительной части современных россиян, на здоровый патриотизм норвежского образца возможна лишь путем полного демонтажа всей традиционной государственно-политической системы, что неминуемо приведет к постепенному изменению менталитета ( "бытие определяет сознание").
naturalist
6 июн, 2017 12:38 (UTC)
Боюсь, что это "посыл" всего моего блога...

Но, знаете, не соглашусь.

Я думаю, что "демонтаж системы" ничего не изменит (к изменению менталитета это не приведет, именно до тех пор пока "бытие определяет сознание"), пока каждая отдельно взятая личность не начнет демонтировать в себе свою историческую (увы!) быдлово-рабскую сущность.

Только быдло и раба из себя нужно уже выдавливать не каплями, по Чехову, а литрами...

Сознание должно начать определять бытие. Если оно, конечно, есть.
ivanovich25
7 июн, 2017 22:53 (UTC)
Быдло-холопская сущность формировалась российской государственной системой на протяжении многих столетий. Россияне никогда не являлись гражданами своего Отечества, и при царях, и при генсеках, и при "суверенной демократии" они всегда оставались рабами и заложниками чудовищной государственной машины. Соответственно россиянин, который попытается демонтировать в себе быдлово-рабскую сущность, искуственно культивировавшуюся системой на протяжении многих столетий будет этой самой системой растоптан и размазан, так как в сложившихся реалиях любое нонконформистское поведение рассматривается системой ( прошу прощения за косноязычные повторы) как опаснейший антигосударственный бунт.
Хочу обратить Ваше внимание на весьма любопытную статью, опубликованную в журнале "Вокруг Света" шесть лет назад- http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/7557/ . Автор дает весьма точную, на мой взгляд, характеристику российской государственной структуры, и российской же ментальности, порожденной многими столетиями деспотического правления и холопского существования.
ivanovich25
7 июн, 2017 23:35 (UTC)
Сознание должно
начать определять
бытие. Если оно,
конечно, есть

С данным утверждением невозможно не согласиться, но что делать в ситуации, когда бытие подавляет сознание?
naturalist
18 июн, 2017 22:51 (UTC)
Хороший вопрос...

Очевидно, что надо изменять бытие...

Но боюсь, реальные предложения по реализации этого предложения будут не слишком популярны...

ivanovich25
18 июн, 2017 23:17 (UTC)
Сознание должно
начать определять
бытие.

Очевидно, что надо
изменять бытие...

Прошу прощения, за то что скатываюсь в область абстрактного философствования, но мне кажется, что между двумя вышеприведенными тезисами есть определенное противоречие. Невозможно изменить сознание, подавляемое бытием, без предварительного изменения бытия. Иными словами- изменение рабского менталитета россиян невозможно без разрушения традиционного уклада, государственного и общественного.
naturalist
18 июн, 2017 23:29 (UTC)
В чем же тут противоречие?

И никакого "абстрактного философствования" тут нет. Я - исследователь, а не философ.

== изменение рабского менталитета россиян невозможно без разрушения традиционного уклада, государственного и общественного. ==

Именно так.

Конкретизирую: на данном этапе задача стоит именно так - разрушение. Сейчас нужен бульдозер. Плиточники и маляры потребуются потом.

ivanovich25
19 июн, 2017 00:04 (UTC)
Я философ. Правда, совсем немножко. Поэтому и принес заранее извинения за возможный уход от конкретики, чем изредка злоупотребляю.
( 27 мыслей — Сказать умную вещь )

Личное досье

ворон
naturalist
Исследователь природы вещей

Страницы книги жизни

Август 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Суть вещей

Бухгалтерия и полезные примочки








Счетчик ТИЦ






Яндекс.Метрика



Flag Counter


Flag Counter





Яндекс.Погода


Яндекс.Погода


Яндекс.Погода


Яндекс.Погода












Copyright © 2012-2018
naturalist.livejournal.com
All Rights Reserved




Копирование разрешено со ссылкой
на расположение оригинала



Stats













Google+
Разработано LiveJournal.com
Дизайн Tiffany Chow