?

Log in

No account? Create an account

Этаж ниже | Этаж выше

Как правило, люди пользуются своей головой, не задумываясь над тем, что там и как у них устроено. Работает как-то - ну и ладно. Причем, подавляющее большинство абсолютно убеждено, что именно его голова работает блестяще. На уровне доктора наук или профессора университетской кафедры. Не ниже. Со всеми вытекающими отсюда приятными для человека последствиями.


Хотя, на самом деле, из всех своих частей тела головой, судя по всему люди пользуются реже всего. (А какой чаще всего - вы и сами знаете. Во всяком случае, значительно чаще, чем головой.) Мужчины еще туда-сюда: некоторые изобретают что-то, конструируют, книжки пишут, открывают новые законы; тогда как женщины, как правило, используют голову, лишь для того, чтобы носить шляпки, использовать то, что на ней растет, как украшение, мазать - пудрить - красить во все цвета радуги, дырявить голову и, как к новогодней елке, прицеплять к ней всякие висюльки. Да и выражение "брать в голову" имеет для женщины совершенно иной сакральный смысл, нежели для мужчины: использовать свою голову таким образом - вообще чуть ли не самое любимое женское занятие.


Видимо, по вышеуказанной причине (пользоваться головой, не задумываясь), люди и считают, что человек - это что-то исключительное, непостижимое, совершенное во всех отношениях, по праву своего рождения призванное править какими-то там животными и перекраивать окружающий мир так, как ему вздумается. И что все ему в мироустройстве давно ясно и понятно. А если какой-нибудь мерзавец вдруг начинает баламутить спокойствие и утверждать что-то, что не укладывается в его "ясно и понятно", то это, несомненно, "чушь и бред", и делает он это только потому, что "его обидели". Или сто процентов идиот. Ну, какие еще могут быть этому объяснения?.. Вот и жаль его, беднягу... Полечить бы его... Но больше всего жаль, что прошло время, когда таких кидали для вправления мозгов в казематы, сжигали на костре или приколачивали к кресту.


Спалили вот с благословения самого Папы Римского еретика Джордано Бруно - баламутил безумный монах-доминиканец народ своими выдумками, что это Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, что было для всех разумных людей совершенно очевидно, нес чушь и бред про то, что Солнце - самая рядовая и ничем не примечательная звезда, про множественные миры и бесконечность Вселенной - и на пару сотен лет наступила тишь и гладь. Правда, в последствии оказалось, что прав был, мерзавец, и даже очередной Папа Римский выразил сожаление, что дескать, погорячились тогда с костерком-то, не разобрались, что к чему, но кому теперь от этого легче? Куда же приятнее было думать, что ты - совершенное творение, обитающее в Центре Мироздания, а не безвестный микроб, влачащий существование на задворках Вселенной.






В самое ближайшее время, возможно, даже завтра, чтобы испортить вам выходные, я расскажу вам кое-что, что значительно приблизит вас к пониманию того, что такое человек на самом деле, а сегодня - просто небольшая заметка о том, как у человека устроена голова - исключительно для тех, кто ходил в школу с удовольствием, и даже иногда перелистывал журнал "Наука и жизнь".


Предупреждаю - последующий текст достаточно сложен для восприятия, и это не совсем то, что я бы хотел предложить вам для чтения после рабочей недели в пятницу вечером, поэтому тем, кто зашел в ЖЖ развеяться, поглазеть на пятничных котиков, женские сиськи и попки, или почитать о том, как лучше убить время, если ты дома один,
нижеследующее лучше не читать.






От других живых существ (животных) человека отличает, в частности то, что его речь членораздельна. Эту способность он обрел благодаря развитому артикуляционному аппарату (способности к мелкой моторике) и соответствующим возможностям головного мозга, в котором за это ответственна так называемая "зона Вернике" - центр обработки речевой информации, непосредственно примыкающая к слуховой зоне (что логично) коры больших полушарий.




Соплеменники




...Примерно три года назад произошло очень важное событие, большинством людей, естественно, незамеченное (но кому же отслеживать такие открытия, если не натуралисту?): нейробиологи из Медицинского центра Университета Джорджтауна / Georgetown University Medical Center - Джозеф Раушекер / Josef Rauschecker и его коллеги, - сделали сенсационное открытие, по результатам которого - святая святых, - карту коры полушарий головного мозга теперь придется переписать.


Оказалось, что на самом деле (о, как я люблю эти слова!) центр обработки речи расположен на 3 см впереди, чем это предполагалось ранее, то есть топографически не за слуховой зоной коры мозга, а перед ней!


Впрочем, что-то мне подсказывает, что вас не особенно волнует то, где у вас находится тот участок, который позволяет вам воспринимать человеческую речь - чуть ближе или чуть дальше. Главное, чтобы он у вас был. Но еще важнее, чтобы он у вас не существовал сам по себе, т.е. чтобы вы не только слУшали, но и слЫшали то, что вам говорят...


Но, возможно, вам будет интересно узнать, как именно вы слышите. Для интересующихся кратко объясняю: обработка звука в мозге человека происходит в четыре этапа. На первом, при поступлении раздражителя от первичных слуховых органов ("молоточка" и "барабанной перепонки") активируется слуховой участок коры головного мозга. После чего из нее начинают передаваться соответствующие импульсы (так называемые "стимулы") в зону Вернике - центр обработки речи. На втором этапе начинают работать группы нейронов, выделяющие простые звуки, затем, на более глубоком уровне другие нейроны выделяют фонемы (группы звуков), из которых на последнем уровне третьи - самые мощные, - группы нейронов складывают слова.


Именно тогда до вас, наконец, доходит, что то бормотание, которые произнес ваш собеседник, означает: "Я тебя люблю!" или "Ну, какая же ты сука!.."


...Собственно, примерно так обстоит дело и у других высших существ, например, у родственников человека - приматов. Так что речь не возникла у человека "на пустом месте", как проявление его разумности - его мозг эволюционно был подготовлен к этому с непосредственном участием наших далеких предков и соплеменников одновременно.


У тех, кто убежден, что человек - это не животное, - а таковы 95 % моих собеседников, с которыми я эту тему затрагивал, - включая тех, кто включал в свою доказательную базу, что он "не какое-то там животное, а человек!", личные оскорбления по моему адресу (видимо считая это особенно веским доказательством своей принадлежности к виду человек разумный!) - есть повод задуматься. ...Если конечно, кроме слухового аппарата, зоны Вернике, половых органов, желудка и центра воображения, о котором пойдет речь в следующий раз, у вас работает что-то еще.


Если у вас хватило терпения дочитать это до конца, вы, наверное, очень любили ходить в школу. Поэтому special for you бонус - краткий экскурс в прошлое, чтобы вспомнить о том, чему и как учат в школе... Зона Вернике вам в этом поможет.




Подруги

Суть вещей:

promo naturalist май 1, 21:30 25
Buy for 10 tokens
"Жалкая нация, нация рабов, сверху донизу – все рабы". Николай Чернышевский "Пролог" Праздник весны и труда в России? ...Весны - возможно. Прекрасный повод загадить все, до чего дотянется рука русского патриота. ...Праздник труда? ...Хм. Когда рабы отмечают "день труда" - это весьма…

Комментарии

( 59 мыслей — Сказать умную вещь )
sangrie
8 авг, 2014 17:02 (UTC)
Спрошу для прояснения в своей картине мира.

"От других живых существ (животных) человека отличает, в частности то, что его речь членораздельна. Эту способность он обрел благодаря развитому артикуляционному аппарату (способности к мелкой моторике) и соответствующим возможностям головного мозга, в котором за это ответственна так называемая "зона Вернике" - центр обработки речевой информации, непосредственно примыкающая к слуховой зоне (что логично) коры больших полушарий"

1. Зона Вернике и речевой центр, который формируется у ребенка, - одно и то же? По последнему у меня информация, что у него нет четкой локации, причем доходило до того, что нет единого речевого центра, а есть разрозненные участки. Однако на него влияет то обстоятельство, левша ребенок или правша. У левшей при переучивании на правшу как раз и будет заторможен процесс речевого развития. Знания остаточные, ссылок на исследования нет.

2. С приматами человеку можно найти общий язык - жесты, речевой центр у них есть, но нет развитого артикуляционного аппарата. Дополнительный бонус для более легкого овладения членораздельной речью - наш подбородок. Говорят, что мелкая моторика опосредованно влияет на развитие речи. У меня выборка небольшая, трудно судить)))

Кстати, вопрос, который меня мучает чуть ли не 20 лет уже.
Если младенец будет находиться в компании матери и, например, самки шимпанзе, сможет ли он заговорить на двух "языках" - человеческом и зверином?

____
"На втором этапе начинают работать группы нейронов, выделяющие простые звуки, затем, на более глубоком уровне другие нейроны выделяют фонемы (группы звуков), из которых на последнем уровне третьи - самые мощные - группы нейронов складывают слова".

Не совсем поняла про "фонемы (группы звуков)". Фонемы - набор минимальных смыслоразличительных единиц языка, их ограниченное количество. В языке реализуются в качестве звуков, а в речи в связи с индивидуальными особенностями речевого аппарата звуки могут произноситься с вариациями, например кто-то шепелявит, кто-то говорит "в нос". За то, как мы будем воспроизводить слова, отвечает фонематический слух. То есть слушая чистую речь иностранца будем стараться воспроизвести один вариант, если же иностранец попался шепелявый, то другой. Так?
naturalist
8 авг, 2014 17:32 (UTC)
Ничего себе... Это же без стакана не разгребешь!

== 1. Зона Вернике и речевой центр, который формируется у ребенка, - одно и то же? ==

Это не одно и тоже. Зона Вернике - центр обработки / распознавания речи. расположен рядом со "слуховой областью". Речевой / речедвигательный центр - центр продуцирования речи и расположен рядом с областью мелкой моторики (что опять-таки логично) - поэтому развитие мелкой моторики пальцев очень благоприятно влияет на развитие речи.

== нет единого речевого центра, а есть разрозненные участки. ==

Это мне не понятно. Очаговые поражения коры головного мозга - это я понимаю. А "разрозненные участки"... Не сталкивался. Не мутант же ребенок...

== У левшей при переучивании на правшу как раз и будет заторможен процесс речевого развития. ==

Именно так. Король Англии Георг VI от рождения был левшой, его переучили на правшу - и это весьма способствовало усилению его заикания. Природу человека лучше не корёжить.
sangrie
8 авг, 2014 17:54 (UTC)
Сами виноваты, интересные темы создаете.
нет единого речевого центра, а есть разрозненные участки. ==

Это мне не понятно. Очаговые поражения коры головного мозга - это я понимаю. А "разрозненные участки"... Не сталкивался. Не мутант же ребенок...

Сначала у ребенка развивается моторика, потом речь. Видела версию, что конкретного закрепленного участка у центра продуцирования речи нет.

А занятия мелкой моторикой у взрослых вызывают успокоение нервной системы:))

P.S.Сорри за формулировки, сплю уже.

Edited at 2014-08-08 17:56 (UTC)
naturalist
8 авг, 2014 18:17 (UTC)
Пожалуй, мне надо быть осторожнее.

== Сами виноваты, интересные темы создаете. ==

Пожалуй, мне надо быть осторожнее. Пока я написал от силы пару процентов от того, о чем мог бы написать...

== Сначала у ребенка развивается моторика, потом речь ==

В принципе, механизм развития речи активируется всегда позже двигательных механизмов. Просто мелкая моторика пальцев рук способствует ускорению этого процесса.

== А занятия мелкой моторикой у взрослых вызывают успокоение нервной системы:)) ==

Вы немножко ускоряете события. В перспективе я хотел об этом написать. ...Дело в в том, что мелкая моторика пальцев и связанная с ней письменность, увы, отходит в прошлое. Её заменяет тыкание пальцами в различные виды клавиатур. И лично я усматриваю в этом одну из основных причин деградации человека. Разучившись писать, мы неизбежно разучимся и говорить. А, значит, понимать друг друга. А значит - и мыслить...
sangrie
8 авг, 2014 18:34 (UTC)
Я не опасна
Все гораздо хуже. Начинается не с клавиатур, а с детской одежды. Пуговички и шнурочки заменили молниями, кнопками и липучками. Радует, что краски-карандаши и пластилин выдавать раньше стали. Кстати, дети стали говорить позже. Сейчас в среднем к 2-2,5 годам только первые осмысленные слова произносят. Но здесь не моторика, а куча других неблагоприятных факторов, в том числе, что пила, курила мама и какие препараты употребляла во время беременности и родов.


Ну Вы поняли, на тему детей меня лучше не выводить)))
Это все так. - naturalist - 10 авг, 2014 07:23 (UTC) - Развернуть
Re: Это все так. - sangrie - 15 авг, 2014 11:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sangrie - 11 авг, 2014 14:01 (UTC) - Развернуть
Ко мне на "ты"! - sangrie - 19 авг, 2014 00:12 (UTC) - Развернуть
Перевела... - sangrie - 4 сент, 2014 03:08 (UTC) - Развернуть
sangrie
9 авг, 2014 09:30 (UTC)
Теперь уже Вас мучить буду я. И это только начало.
"Зона Вернике - центр обработки / распознавания речи. расположен рядом со "слуховой областью"

Таким образом нарушение фонематического слуха (музыкальный сюда же относится?) связано с частичным поражением зоны Вернике. Чаще всего во время родов из-за асфиксии.
И наоборот, тоническая речь оказывает влияние на центр Вернике. По сравнению с европейскими детьми у китайских эта зона должна быть более развитой.

Чем можно компенсировать первый случай и сможет ли взрослый европеец освоить китайский язык на уровне носителя? По поводу первого пока в голову приходит только задействовать механическую память: переписывать эталонные тексты вручную.
_____________

Сюда же про 10% мозга.
Для меня как обывателя странно, что обладая таким ресурсом в голове, его нельзя использовать на 100 процентов. В принципе я и телом на столько же не пользуюсь. Вероятно, в блокировке есть смысл - вся энергия человека уходила бы на мозг.

naturalist
9 авг, 2014 21:49 (UTC)
Re: Теперь уже Вас мучить буду я. И это только начало.
== Теперь уже Вас мучить буду я. И это только начало. ==

Так именно для этого я и поселился в ЖЖ. А вовсе не для того, чтобы писать про чайные пакетики и салат оливье.

...Я же не специалист в этой области. Могу исходить только из общих рассуждений. Компенсировать мелкой моторикой, прослушиванием (вслушиванием!) классической музыки, петь, попробовать играть на музыкальных инструментах. Защитные и потенциальные возможности мозга колоссальны. Вы даже не можете себе представить, насколько.

Европеец никогда не освоит любой азиатский язык на уровне носителя. Причина этого проста, и она все та же: человек - это животное. Если это понять, то становятся понятными очень многие вещи. И если примитивно, то так: европеец и китаец - это как собака и кошка. Мяукать собака не будет никогда. Если не понятен намек, то назову вещи своими именами. ...Но я бы хотел, чтобы Вы догадались сами.

== Вероятно, в блокировке есть смысл - вся энергия человека уходила бы на мозг. ==

Один из смыслов блокировки / фильтрации я расшифровал. В принципе Вы упомянули об этом - это защита. Как и от чего - в детали пока углубляться не буду. Но почему человек использует лишь малую часть ресурсов мозга, я пока не знаю - просто еще вплотную не работал над этой темой.

...Честно говоря, я проводил на себе кое-какие опыты. Некоторые давали блестящие результаты, раскрывая возможности, которые могут показаться фантастическими. Но другие... В общем, пока глубже я пробиться не смог. Такое ощущение, что стена.

sangrie
10 авг, 2014 02:41 (UTC)
Re: Теперь уже Вас мучить буду я. И это только начало.
Можете в общих чертах описать, что за опыты Вы над собой ставили?
Спасибо:) - sangrie - 11 авг, 2014 14:23 (UTC) - Развернуть
Re: Спасибо:) - naturalist - 13 авг, 2014 23:19 (UTC) - Развернуть
naturalist
8 авг, 2014 19:39 (UTC)
== Если младенец будет находиться в компании матери и, например, самки шимпанзе, сможет ли он заговорить на двух "языках" - человеческом и зверином? ==

Слабо представляю себе такую компанию. Вообще, компания любого животного благотворно влияет на человека, как более высокостоящее, чем он, в моральном отношении существо. Лично меня очень многому научила моя собака. Гораздо большему, чем я её. Насчет "говорить на зверином языке", я сомневаюсь, но понимать - повадки животных, а через них - и свои, несомненно, да.

sangrie
9 авг, 2014 01:59 (UTC)
У меня был только вариант, что младенец выберет язык того существа, с которым будет себя идентифицировать. Если же маму из этой компании убрать - освоит язык шимпанзе, но не заговорит по-человечески. Эх, мечта понимать язык животных останется мечтой...
naturalist
9 авг, 2014 06:25 (UTC)
Да, видимо, так оно и есть.

...Но тут я выскажу очередную неординарную мысль. Возможно, у человека есть шанс освоить язык животных. Возможностей его мозга для этого хватит - обычный человек использует его на считанные проценты, основная часть заблокирована. ...Но для этого человек должен... осознать себя животным. Однако 95 % приходят в бешенство, когда я говорю им, что они - животные. В лучшем случае, это категорически отрицают.
Извините))) - sangrie - 9 авг, 2014 09:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sangrie - 14 авг, 2014 06:43 (UTC) - Развернуть
naturalist
8 авг, 2014 20:20 (UTC)
== Не совсем поняла про "фонемы (группы звуков)" ==

В этом и проявляется уникальность возможностей мозга, точнее говоря, зоны Вернике: в принципе, мы все говорим / пишем по разному: различны тембр голоса, манера говорить, дикция, почерк и т.п. И голос и почерк настолько уникальны, что криминалисты используют их для идентификации человека. Тем не менее, мы понимаем смысл сказанного / написанного, кем бы это ни было сделано.

С другой стороны, мы сами способны распознать знакомые голос / почерк / лицо, причем даже в измененном состоянии. Люди узнают друг друга десятилетия спустя.

Человеческий мозг - уникальный инструмент. Почему-то мало кто из исследователей задумывался над тем, как этот "инструмент" работает. Забегая вперед, скажу, что я не знаю случаев, чтобы кто-то кроме меня еще объединил вместе исследование явления и исследование инструмента исследования. Именно по этой причине я и пришел к тем уникальным данным, к которым пришел.

...Думаю, теперь Вас не удивляет мой интерес к механизмам работы человеческого мозга?..
sangrie
9 авг, 2014 01:55 (UTC)
"Думаю, теперь Вас не удивляет мой интерес к механизмам работы человеческого мозга?"

Ваш - нет.
dsz1
9 авг, 2014 05:20 (UTC)
Про левшей, которых переучивали на правшей. Вот я, один из таких экземпляров.
Так меня считают балаболом, каких еще поискать.)
naturalist
9 авг, 2014 05:35 (UTC)
1... 2...
Во-первых, "балабольство" - еще не показатель хорошей дикции. К тому же, например, многие косноязычные очень любят поговорить. Начнут - не остановишь. Но сами понимаете...

Про Демосфена, Владимира Ильича, Леонида Ильича я уже не говорю...

Во-вторых... Вы далеко не первый, кто пытается опровергнуть тенденцию частными случаями. Ничего не выйдет. Если интересно, чем тенденция отличается от девиации, и почему меня интересуют только тенденции, а всякие "а вот бывает...", я оставляю за пределами внимания, подробности здесь: http://naturalist.livejournal.com/2991.html

( 59 мыслей — Сказать умную вещь )

Личное досье

ворон
naturalist
Исследователь природы вещей

Страницы книги жизни

Сентябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Суть вещей

На этой полке

Бухгалтерия и полезные примочки








Счетчик ТИЦ






Яндекс.Метрика



Flag Counter


Flag Counter





Яндекс.Погода


Яндекс.Погода


Яндекс.Погода


Яндекс.Погода












Copyright © 2012-2018
naturalist.livejournal.com
All Rights Reserved




Копирование разрешено со ссылкой
на расположение оригинала



Stats













Google+
Разработано LiveJournal.com
Дизайн Tiffany Chow