Исследователь природы вещей (naturalist) wrote,
Исследователь природы вещей
naturalist

Category:

Школа: жизнь или смерть?..

Почти закончился первый осенний месяц. Кто-то отучился первые несколько недель из своей жизни, и впереди у него долгих и нудных 9 или 11 лет "хождения по мукам"; кто-то сидит за школьной партой последний год, и в начале следующего лета его ждет Последний звонок и выпускной вечер; кто-то уже освоился в аудиториях института и колледжа. Но из тех девятиклассников, которые три месяца назад закончили школу, в колледж пошли не все.


...Сразу после выпускного вечера, получив на руки аттестат о неполном среднем образовании, девятиклассник одной из московских школ, 15-летний Саша, зашел в один из высотных домов на улице Озерной под номером 31, дверь в который оказалась открыта. Он поднялся на последний, 16-ый этаж дома. По свидетельству очевидцев, которые вызвали полицию, он некоторое время сидел на краю балкона. ...Потом бросил вниз подаренный ему на выпускном вечере цветок. ...Через минуту вслед за ним траурной птицей запорхал вниз только что полученный аттестат. А потом парень шагнул вслед за ним в пустоту сам. ...Когда приехали сотрудники полиции, мертвое тело мальчишки уже лежало у подъезда на асфальте...


Подросток не оставил никаких записок. Но главной версией следствия, основанной на показаниях одноклассников, является та, что Саша был очень расстроен из-за того, что в полученном им аттестате были по преимуществу одни "тройки", и не представлял себе, как скажет об этом своему строгому отцу, который был очень недоволен успеваемостью сына и постоянно требовал от него хороших оценок. Мальчик решил разрубить этот гордиев узел

ценой своей жизни...


* * *


Нелирическое отступление.


Очень давно, больше ста лет назад, директор одной из школ пригласил к себе маму одного из своих учеников и хмуро предложил ей забрать из школы своего сына, как совершенно не способного к обучению. Таким был почти единогласный вердикт школьных учителей, и сплошные "единицы" в "табеле" мальчика были тому неопровержимым свидетельством. Мать, обняв съежившегося от стыда сына за плечи, гордо откинула назад голову и сказала тем, кто присутствовал в кабинете директора: "Запомните: вы и ваши поганые учителя еще будут гордиться тем, что мой сын учился в вашей долбанной школе!" Директор хмыкнул. Остальные захохотали.


...Кто-нибудь сейчас вспомнит имя этого директора и кого-то из его учителей? А имя когда-то с позором изгнанного ими из школы мальчика сейчас знает весь мир. Это был Томас Эдисон, в течение своей последующей жизни получивший более 4 тысяч патентов на свои изобретения, разработавший один из первых коммерчески успешных вариантов лампы накаливания, усовершенствовавший телеграф, телефон с помощью угольной микрофонной мембраны, изобретший фонограф, давший начало эре звукозаписи, и создавший один из первых железо-никелевых аккумуляторов, благодаря чему мы можем сейчас носить в своих карманах мобильные телефоны. А созданная им компания "General Electric" в итоге стала крупнейшим мировым концерном с миллиардными прибылями.


...Примерно в то же время другой юноша дважды пытался сдать экзамен на звание учителя и дважды проваливался, получая "двойки" по геологии и... биологии. Он так и остался гимназическим супплент-профессором - «помощником учителя». Неудачливого претендента на должность профессора - так в западных странах называют школьных учителей, звали Грегор (Иоганн) Мендель - и это был будущий основоположник генетики. Слава великого ученого и родоначальника новой науки, как это часто бывает, пришла к Менделю уже после его смерти...


...Еще для одного мальчика даже поступление в гимназию оказалось нелегким делом; за время обучения, включая выпускные экзамены, как было сообщено его матери, юный гимназист показал "очень посредственные успехи". Мать мальчика, практически не имевшая средств для существования, но безгранично верящая в своего сына, делает все для того, чтобы он продолжил образование. Тот не без труда поступает в Медицинскую академию, но неудача ждет его и здесь - анатомия оказывается ему не под силу. Но мама юноши не сдается, ее сын поступает на физико-математический факультет Главного Педагогического института в Петербурге и через пять лет... блестяще выдерживает выпускные экзамены, причем, его дипломная работа по своему уровню, по оценке преподавателей, была сравнима с полноценной диссертацией, и Ученый совет института присудил 21-летнему юноше титул "Старший учитель" и наградил его золотой медалью. ...Бывшего "посредственного гимназиста" звали Дмитрий Менделеев, это был будущий великий химик и автор фундаментального Закона периодических свойств химических элементов.


...Многие, очень многие мальчики в гимназиях не были в числе первых учеников и, хотя и не доставляли учителям особых хлопот, но и какими-то особыми успехами не выделялись ...Одного из таких "невыдающихся середнячков" звали Альберт Эйнштейн.



* * *

Голая правда жизни


Никогда никакие "тройки" и даже "двойки" не являлись абсолютным показателем способностей человека. Если у школьника в "табеле" подобные оценки, это означает только одно - подросток еще себя не нашел, не пробудил свои спящие способности, не нашел области для их должного применения. Если у него нет "хороших" оценок, то чаще всего это означает, что ему просто скучно учиться, а учителя интерес к учебе ему привить не смогли. Я думаю, что все знают, какие у нас учителя...


Более того, неумолимая статистика свидетельствует, что бывшие "троечники" нередко лучше устраиваются в жизни, чем их бывшие одноклассники с "пятерками" в дневнике, если, конечно, последних не "тащат" по жизни влиятельные папы и мамы.


"Троечники" не привыкли распылять свои силы на "весь фронт", они более приучены к "узконаправленной" деятельности, они менее тщеславны и более изобретательны. Они точно знают, что хотят и умеют концентрировать свои силы для достижения своей цели, не растрачиваясь по пустякам. Они более склонны иметь собственные суждения, без должного "уважения" относятся к прописным истинам, готовы рисковать, и это помогает им находить неожиданные, часто очень эффективные, решения у стоящих перед ними проблем.


В то время как отличники привыкли "тащить" себе в голову все подряд: и что надо, и что не надо; стремление заучить информацию в "нужной форме" снизило их способности к самостоятельному поиску решений, тем более, если они выходят за рамки традиционных путей решения задач. Они очень тщеславны, и потому излишне осторожны, боятся совершить ошибку и попасть впросак, настроены на решение проблем "стандартными", хорошо изученными методами, безынициативны, очень редко выходят за рамки поставленной перед ними задачи.



* * *


Резюме


...Я не утверждаю, что всегда бывает именно так. Я готов, противореча сам себе, даже согласиться с тем, что так бывает достаточно редко. Но я никогда не соглашусь с тем, что родители не должны смотреть на своего ребенка иначе, чем на очень яркую индивидуальность. Как на исключительность. Как на того, подобного кому больше нет на всем белом свете. И если у сына или дочери в школе возникают серьёзные проблемы с обучением, серьезно подумать над тем, не послать ли им к черту такую школу, как это когда-то сделала мать Томаса Эдисона. И никогда, ни при каких обстоятельствах, не терять веры в своего ребенка, как это делала мать Дмитрия Менделеева. Может быть, Томас Алва Эдисон и стал тем, кем стал, что его мать выбрала его, а не его школу, ни на йоту не усомнившись в истинных способностях своего "совершенно не пригодного к обучению" сына. И, может быть, именно благодаря безграничной вере матери Дмитрия Менделеева в своего сына, тот сделал то, что сделал.


И, конечно, даже несколько сотен самых поганых "троек" в дневнике не стоят жизни вашего ребенка. Родители, помните об этом, когда в конце недели в очередной раз откроете школьный дневник своего "оболтуса" или своей "разгильдяйки" и, взбешенные очередной порцией "трояков", захотите отвесить лентяю увесистый подзатыльник. Ищите другие пути. И пусть даже из них не вырастет новый Дмитрий Менделеев или Мария Кюри. Плевать. На свете есть более важные вещи, чем содержимое школьных учебников, часто написанных не вполне далекими авторами. Это будущее ваших детей. Не лишайте их его. И себя тоже.



* * *

Справка:


10 сентября - World Suicide Prevention Day - Всемирный день предотвращения суицидов


Живи




Stats









На краю...
Tags: дети, жизнь и смерть, суицид, школа, школьные оценки, экзамены
Subscribe
promo naturalist february 22, 14:00 3
Buy for 10 tokens
"На патриотизм стали напирать. Видимо, проворовались..." Михаил Салтыков-Щедрин В мой последний пост, где я написал о дне рождения Его Величества короля Норвегии вчера, и о том, что правителя в Норвегии не выбирают, мой русский друг sangrie из Новосибирска подсказала мне…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 62 comments