Исследователь природы вещей (naturalist) wrote,
Исследователь природы вещей
naturalist

Categories:

"Моцарт рисунка", или Гении долго не живут...

Обычно я не называю авторов рисунков, которые использую в своем журнале. Это совсем не потому, что я такая гнида, лентяй, или хочу приписать чужое авторство себе, а потому что, вопреки мнению некоторых, я тут один, бильд-редактора или, тем более, отдела, у меня сейчас в подчинении нет, и если я буду честно и скрупулезно отмечать, откуда я загрузил каждую картинку, то половина моего времени уйдет только на это, а смысла я в этом никакого не вижу, поскольку, как правило, скачиваю я их у тех, кто сам их скачал неизвестно где. Я делаю это только тогда, когда мне достоверно известен автор или источник.


...Вчерашний случай -
одно из таких исключений.


Вчера я написал пост, отчасти посвященный Александру Пушкину, и сопроводил его рисунками, которые, как возможно вы решили, принадлежат перу великого поэта. Это не так.


Их автор - Надежда Рушева, которую называли "Моцартом рисунка", и я очень надеюсь, что вы о ней уже знаете, потому что её имя известно в десятках стран мира. Но если вдруг это не так, то сейчас я очень кратко Вам о ней расскажу.






...Свои необычные способности к рисованию девочка начала проявлять в 3-4 года. Отец читал малышке сказки, а та машинально притягивала к себе лист бумаги, карандаш и, слушая, задумчиво рисовала сказочных персонажей - так, как она их себе представляла. Отец девочки был профессиональным художником - бумаги и карандашей в доме всегда было предостаточно.


Но это не были обычные детские каракули. Это были РИСУНКИ - и очень скоро отец был вынужден признать, что не может рисовать так же, как и его малолетняя дочь.


Беря в руки карандаш, девочка быстро и точно, словно в нездешней отрешенности, наносила на бумагу изображение. Создавалось впечатление, что на листе уже присутствуют невидимые линии, а ребёнок их только обводит. При этом юная художница никогда не пользовалась стиральной резинкой. Она создавала очередную иллюстрацию один раз и навсегда. Каждое из этих творений представляло собой уникальное изображение, удивительно точно раскрывающее образ сказочного героя.


Над рисунком она как бы погружалась в другой мир, неведомый остальным. Она жила в своем рисунке, и сама говорила: "Я живу жизнью тех, которых рисую". Те, кто слышал это, думали, что это аллегория...


Линия у Нади всегда единственна. После короткого детского периода, Надя больше не употребляла карандаша, не пользовалась резинкой, не растушевывала рисунок, не намечала предварительных направлений, не проводила множественных линейных вариантов. Линия одна, всегда окончательна, и материал, которым работала Надя, строго соответствовал её удивительной способности безошибочной импровизации. Тушь, перо, фломастер не терпят поправок и повторных попыток, а именно тушь, перо и фломастер любила Надя, изредка "подцвечивая" свои рисунки пастелью или акварелью, как, например, в иллюстрациях к "Мастеру и Маргарите". На это способна только твердая рука гения. Гению в то время было не больше десяти лет...



Уникальность её рисунков в том, что героями подавляющего большинства из них являются герои мировой и русской классической литературы, истории, культуры. С пером в руке она прочитала античные мифы, Шекспира, Пушкина, Лермонтова, Толстого, Тургенева, Булгакова, Блока, Экзюпери, Гюго, Грина, Диккенса, Байрона, Рабле...


Академик Лихачёв сказал о творениях юной художницы: "Это кристаллизация чистоты духа. Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха".


Ираклий Андроников оставил на обороте одной из Надиных работ надпись: "То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка".




Надя Рушева.jpg




Она работала очень много, с каким-то внутренним напряжением и даже отчаянием. Она словно чувствовала, что у нее очень мало времени до фатального конца. Она рисовала постоянно, везде, на всем, что для этого подходило; гуляя на улице, она рисовала прямо на снегу… Ей прочили будущее книжного графика, а сама юная художница, если её спрашивали, говорила, что мечтает стать художником-мультипликатором.


В силу своего необычного дара и замкнутости, практически не имела близких подруг. Одиночество - самая обычная спутница обогнавшего свое время гения...


Широкая известность пришла к Наде в 12 лет, когда в редакции журнала "Юность"и "Клубе искусств" МГУ состоялись первые персональные выставки школьницы. Космонавт Георгий Гречко взял с собой на околоземную орбиту рисунок Нади и во время телесеанса с Землей показал его миру. Надя Рушева стала первым художником в мире, чей вернисаж состоялся в масштабах планеты.




Надя Рушева.jpg




Потом её работы неоднократно выставляли на вернисажах в Москве, Ленинграде, Чехословакии, Индии, Румынии, Польше, США. Многие из них были навеяны пушкинской поэзией. В 1969 году на Ленфильме начались съёмки документального фильма "Тебя, как первую любовь...", посвящённого пушкинской теме в творчестве Нади. Однако завершить фильм не удалось.




В 17 лет её не стало.




Собираясь в школу утром 6 марта 1969 года, Надя, надевая обувь, неожиданно потеряла сознание. Сейчас это трудно себе представить - ни в квартире Рушевых, ни у соседей не было телефона. Отец Нади побежал в ближайшую больницу.


...Уже на операционном столе выяснилось, что в голове девочки с рождения была заложена бомба - аневризма сосуда головного мозга. Врачи были бессильны - тогда это еще не лечилось. Через несколько часов, не приходя в сознание, Надя умерла.



Автопортрет.

Рисунки Нади Рушевой. Автопортрет.jpg






...Когда вдове Михаила Булгакова, Елене Сергеевне, показали цикл рисунков к роману "Мастер и Маргарита", та была потрясена увиденным... И не только самими рисунками художницы. Оказалось, что перстень, изображенный на пальце Мастера — это точная копия фамильного перстня Михаила Афанасьевича Булгакова, а женский портрет и старая фотография жены писателя — это одно лицо. Ни перстня, ни фотографии Надя, конечно, физически видеть не могла...




Мастер. Тот самый перстень (1968)

Надя Рушева. Мастер. Тот самый перстень (1968).jpg




Маргарита. Тот самый портрет (1968)

Надя Рушева. Маргарита. Тот самый портрет (1968).jpg




...Но есть и другие способы увидеть то, что недоступно подавляющему большинству других людей. Именно этими уникальными способностями обладали Иисус Христос, Вольф Мессинг, бабка Ванга, с которой Надя родилась в один день - 31 января, - но только 41 год спустя... Но за все приходится платить. И это не деньги...




Очень много рисунков Надя Рушева посвятила пушкинской теме. Она изображала его самого, жену, детей, обстановку и быт того времени. Часть рисунков рассказывает о последних часах жизни поэта. Их реалистичность и детальность невероятна - по ним можно изучать эпоху первой половины ХIX века. Объяснить этот феномен можно было только одним совершенно невероятным обстоятельством - сделать их мог только непосредственный свидетель или даже участник тех далёких событий. Либо каким-то образом имеющий к ним доступ...




Пушкин на смертном одре

Надя рушева. Пушкин на смертном одре.jpg




Большой цикл своих рисунков Надя посвятила Древней Греции, включая мифы эллинов, а также "Одиссею" и "Иллиаду" Гомера. И снова тот же поразительный, не укладывающийся в голове зрителя, эффект - та же самая невероятная точность в деталях, словно сделаны они современником тех далеких событий.


Надя, как многие девочки, любила балет. И сделала серию зарисовок, на которых изображен балет "Анна Каренина", которого... тогда еще не существовало в природе. Такой балет действительно был поставлен – через три года после смерти художницы. Анну в нём играла Майя Плисецкая, а костюмы создавал Пьер Карден. Балет имел огромный успех. И... новое неподдающиеся логическому объяснению совпадение - выяснилось, что Надя нарисовала исполнителей балета в тех же самых костюмах, которые через несколько лет после этого создал маститый французский модельер, который её рисунков видеть не мог. Объяснить это можно только одним - эти костюмы видела сама Надя...




Будущая "Анна Каренина"

Надя Рушева. Балет.jpg







Это - последняя композиция семнадцатилетней художницы. Её лебединая песня. Она вдруг возвращается к теме эллинской сказки: "Аполлон и Дафна". Этот небольшой, примерно в страничку школьной тетради, рисунок - поистине шедевр.


Победу нимфы над богом - Дафны над Аполлоном, - Надя изобразила в самой драматической кульминации. Аполлон, уже настигший Дафну, протягивает руки, чтобы схватить свою жертву, но Дафна - уже наполовину не человек. Из живого женского тела уже возникают ветки лавра. Дафна - ещё человек, но одновременно уже почти деревце: у неё и живые человечьи руки, и ветви лавра.


Рисунок ошеломительный и страшно пророческий по своей сути. ...Сама Надя была уже наполовину человеком, наполовину деревцем, и словно со своей убийственной проницательностью она об этом знала...




Аполлон и Дафна

Надя Рушева. Дафна и Апполон.jpg






Объяснение аномальным способностям девочки простое - хотя, возможно, и не укладывается в голове обычного человека, - истина проста и на этот раз: Надя умела выходить за грани. Ей был доступен ирреальный мир, о существовании которого подавляющее большинство людей даже не подозревает - свою информацию о людях, событиях, быте, физическим свидетелем которых она, вроде бы, быть не могла, она черпала именно оттуда. Именно так можно увидеть физически недоступные тебе лица, вещи, место жительства, дома и даже чужие мечты...


Есть и еще один источник такой осведомленности. Обычно для человека доступ к ней намертво заблокирован - он там, в тех 90 % мозга, работу которых человек не контролирует и, поверьте, эти замки лучше не открывать. Там находится доступ к невероятным глубинам генетической памяти, информации к твоим предыдущим жизням - эти двери лучше держать крепко закрытыми: в 99,9 % случаев "сознательная" психика человека этого просто не выдержит, а если вдруг она с этим справится - вы перестанете быть человеком. Вот такой простой выбор.


Проблема в том, что там не только информация о ваших предыдущих жизнях - там весьма подробные сведения и о всех ваших предыдущих смертях... А человек неспособен жить, помня о том, как он уже умирал несколько раз: помнить об этом и оставаться человеком - невозможно.


Там же хранится информация о твоей будущей смерти. Вы способны жить, зная день и час, когда это произойдет?..



Надя Рушева. Черное и белое.jpg




...Поэтому, когда я пишу вам, что в 1937-ом году был лейтенантом и служил младшим офицером для особых поручений при штабе полка ...и что я почему-то умею стрелять из лука... - не надо воспринимать это как очередное проявление моего безумия. Боюсь, что вам не переварить даже этого - о том, где я был еще, я вам никогда не скажу, и почему, читая о человеке, жившем несколько веков назад, я не могу избавиться от ощущения, что я его знаю - тоже... Это высшая математика, а вам не по силам даже простые арифметические действия.


Когда меня спрашивают, сколько мне лет - я теряюсь. Я просто не знаю какой возраст назвать - возраст по ощущению, паспортный или реальный?.. Я - разный. Именно поэтому меня в комментариях в ответ на мои идеи постоянно "оценивают" то "наивным юношей", то "древним стариком"...



Но - повторяю, за все приходится платить. И возможностям Нади Рушевой не надо завидовать, потому что обладание такими возможностями смертельно опасно, а плата за них для живого человека невыносима. ...И если их кому-то "дарят" заранее, то это очень страшный подарок - это "черная метка", - с такими способностями, "приобретенными" в детстве, долго не живут... Блистательная жизнь Нади Рушевой - тому печальный пример.


... По какой-то невероятной случайности, которая встречается один раз на сотню миллионов, или по чьей-то сознательной прихоти, замки в голове Нади оказались частично разблокированными. Она получила невероятные для обычного человека возможности, но именно они с молниеносной быстротой её и убили.






...Надя похоронена на Покровском кладбище Москвы. На ее надгробном камне выбит её собственный рисунок - кентавренок. А еще - карандаши и кисти. И надпись "К человеку...".




Кентавренок. Тот самый...

Рисунки Нади Рушевой. Кентавренок.jpg




Это - обращение к вам. Если вы случайно увидите эту могилу, остановитесь. Под этим камнем лежит самая обычная девочка, которая отличалась от вас лишь тем, что контролировала свой мозг больше чем вы, и могла выходить за грани... И трижды благословите свою судьбу, что у вас такой возможности нет.




Stats









Надя Рушева.jpg
Tags: Надя Рушева, личность, память, странное, я
Subscribe
promo naturalist февраль 24, 2018 16:00 2
Buy for 10 tokens
В Советском Союзе каждому школьнику было известно, что 23 февраля 1918 года считается днём создания Красной армии. (С 1922 года - "День Красной Армии и Флота"; с 1949 до 1993 года - "День Советской Армии и Военно-Морского флота"; с 1995 года - "День защитника отечества"). Согласно советскому…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments